Eщe гoд нaзaд укрaинскиe дeвeлoпeры плaнирoвaли пoстрoить пoлтoрa дeсяткa ТРЦ oбщeй плoщaдью пoд миллиoн квaдрaтныx мeтрoв, a сeгoдня нe знaют, гдe возьми хоть дeньги, чтoбы пeрeкрыть убытки рaбoтaющиx.
Oдин изо крупнeйшиx ТРЦ в Укрaинe «Lavina Mall» oтчитaлся o 248 млн грн убыткoв зa пeрвыe три квaртaлa. Зa тoт жe пeриoд прoшлoгo гoдa чистaя приращение кoмпaнии сoстaвилa 116 млн грн. В нeпрoстoй кoрoнaвирусный гoд eму пришлoсь пoчти вдвoe увeличить крeдитный пoртфeль дo 2,37 млрд грн.
Oбoрoты киeвскиx ТРЦ в пeриoд кaрaнтинa упaли нa 70%, рaсскaзaл Aлeксaндр Чeрницкий, глaвa прaвлeния группы Mandarin Plaza, упрaвляющeй ТРЦ Lavina Mall, Blockbuster Mall, Ocean Mall и другими прoeктaми Вaгифa Aлиeвa.
«Lavina Mall — пeрвый рeгиoнaльный ТРЦ в Укрaинe, eгo финансовое тезис некий индикатор — рынок штормит, по сей день несут колоссальные убытки», — говорит чартист консалтинговой компании SV Development Сергей Костецкий.
разбиралась, что-то переживает рынок ТРЦ в Киеве.
Три проблемы ТРЦ
2020 годик для ТРЦ начинался благополучно. Согласно уровню насыщенности торговыми площадями получи и распишись 1000 жителей Киев обогнал главные торговые столицы СНГ (619,9 м2) — Москву, Санкт-Северная столица, Софию и ряд городов Восточной Европы, рассказывает Костяныч Олейник, руководитель департамента стратегического консалтинга Украинской торговой гильдии.
Следовать последние два года в столице открылись семь ТРЦ, (год) спустя комплексной реконструкции перезапустились еще девять, вспоминает знаток Colliers International в сегменте торговой недвижимости Гуся Заболоцкий. Девелоперы строили амбициозные меры на ближайшую пятилетку.
В марте 2020-го, с появлением COVID-19 и введением жесткого карантина, шабаш изменилось. Сейчас ТРЦ оказались прежде фактом — рынок не может рубануть объем предложения, клиенты не спешат в магазины, а арендодатели малограмотный могут платить за аренду, чу собеседники .
ТРЦ недополучили более 5-7 млрд грн арендных платежей. А магазины, работающие в офлайне, просели в товарообороте нате более чем 40-55 млрд грн, рассказывает Артем Шлапак, предводитель клуба торговых центров Malls Club, объединяющего управленцев сильнее 30 ТРЦ, среди которых киевские Ocean Plaza, Gulliver, ЦУМ, Retroville и некоторые люди.
Проблемы, с которыми сейчас сталкиваются столичные ТРЦ, собеседники условно разделили держи три группы.
Проблема №1. Больные точки ТРЦ – якорные операторы сдают позиции
Киносети и операторы развлекательного сегмента — якорные арендаторы ТРЦ, они формируют основные потоки посетителей, рассказывает Заболоцкий. Да чувствуют они себя пока не стоит мизинца всех, учитывая крайне низкие результаты работы затем рестарта. Так, до сих пор никак не работает часть детских развлекательных центров и боулингов, с ограничениями работают кинотеатры и рестораны. Убыль посещаемости негативно влияет на продажа соседних арендаторов.
Тем не поменьше, ТРЦ стараются сохранить якорных арендаторов, просто так как те формируют имидж комплекса, отмечает Романчик Герасимчук, директор консалтинговой компании City Development Solutions.
Препятствие №2. Скидки для арендаторов
До введения жесткого карантина, в марте 2020-го, арендные ставки в лучших ТРЦ доходили после $80 за квадратный метр в лунный (серп, рассказывает Заболоцкий. Но ограничения закачаешься время карантина более чем для два месяца существенно повлияли для финансовое состояние ритейлеров.
ТРЦ были вынуждены направлят навстречу арендаторам и снижать ставки в среднем получи 15%, индивидуальные скидки иногда могут набирать и 50-100% в зависимости от истории взаимоотношений, рассказывает Герасимчук.
Точки притяжения в ТРЦ – фудкорты и зоны развлечений, точь в точь правило, платили в разы меньше, нежели ритейлеры. «С финансовой точки зрения позволено было бы отказаться от них в пользу ритейлеров, манером) как они платят больше хоть с учетом скидок. Но, во-первых, мудрено расторгнуть договора, а во-вторых, сие еще больше оттолкнет посетителей ото ТРЦ», — отмечает Костецкий.
М №3. Низкая платежеспособность клиентов
Во шанс карантина клиенты отказываются от праздного посещения ТРЦ, зато растет требования на онлайн-покупки, где дозволяется найти товары дешевле.
«Кроме очевидного снижения спроса и точно такового желания совершать покупки, появилось резкое конец новых заказов коллекций у очень многих ритейлеров. А сие — замкнутый круг. Нечего продавать — некому совершить покупку», – рассказывает Черницкий.
В июне 2020 годы, индекс потребительских настроений в торговых центрах составил 65,1 пунктов изо 100 – самый низкий показатель с декабря 2018-го.
Надежа на Новый год
До конца возраст операторы ТРЦ будут мониторить ситуацию, ( свой ущерб и перспективы дальнейшего развития, рассказывает Заболоцкий с Colliers. Ритейлеры — думать, как стоять дальше — закрывать ли слабые магазины в следующем году.
А другая там всего, рынок будет идти объединение сценарию планомерной ротации арендаторов, в надежде не допустить роста вакантности в ТРЦ паче 10-12% в отдельно взятых проектах. «Зрелость прошлых кризисов продемонстрировал — в случае урон. Ant. прибыль арендаторов и роста вакантности до 30%, ТРЦ становится ан неуправляемым — при такой нестабильности некоторые операторы просто будут выходить с ТРЦ или выдвигать новые выгодные себя условия. Поэтому допустимый максимум вакантности — 10% в дух месяца или двух», — объясняет Заболоцкий.
В июне 2020-го незанятость в столичных ТРЦ, по данным Colliers, достигала максимальных 10,7% (последние доступные факты), но с тех пор показатель вырос ради счет открытия новых проектов, которые малограмотный успели собрать пул арендаторов. ТРЦ Blockbuster Mall и ТРЦ Retroville запустились в какой-нибудь месяц в 2020-м. Без учета этих проектов ватерпас вакантности в первом полугодии был динамичный — около 6,0%.
Тем не поменьше, ни один ТРЦ сейчас отнюдь не будет покидать рынок, несмотря возьми вакантность и убытки, уверены собеседники .
«Классических уходов ТРЦ с рынка я безвыгодный припомню. Реконцепции случались. Показательным был подражать кому ТЦ Караван, в 2014-м он терял посещаемость, продажи, и, за итогу, изменил формат на outlet в 2019-м», — рассказывает Заболоцкий.
У ТРЦ хватит запаса прочности, чтобы нести убытки хотя бы лет пять, считает Костецкий изо SV Development. «Как правило, это безвыгодный единственный источник доходов владельцев», — добавляет некто.
Торгово-развлекательные центры скорее лишь будут увеличивать кредитный портфель, с целью перекрытия текущих затрат, считает Герасимчук.
На пороге Новым годом можно ожидать роста активности покупателей, последние неуд месяца 2020-го будут бери руку собственникам ТРЦ, говорит чартист, но только в том случае, разве не повторится жесткий карантин.
«Локдаун приведет к катастрофическим последствиям. Надеемся для лучшее, но готовимся к худшему», — включает Черницкий.
Диана Манучарян
корреспондент
Если только Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.