Мищенко С.В Проблемы обеспечения ликвидности банков на основе использования механизмов рефинансирования
Мищенко С.В.

Проблемы обеспечения ликвидности банков на основе использования механизмов рефинансирования

Основным видом операций поддержки банковской ликвидности в Украине есть рефинансирования банков сроком до 90 дней путем проведения количественного или процентного тендера, сообщение о котором каждую неделю присылается банкам средствами электронной почты. Указанные тендеры проводятся каждую среду с такой периодичностью:

- три среды подряд - рефинансирование сроком до 14 дней;

- одна среда - рефинансирование сроком до 90 дней.

Учитывая мировой опыт и сложные условия управления ликвидностью банков, такие сроки предоставления кредитов являются оптимальными. Во многих странах кредиты выдаются именно на срок до 28 или до 90 дней (например, ФРС, Евросистема, Банк Англии). Практика удостоверила, что увеличение сроков предоставления таких кредитов необосновано и может усложнить монетарное управление. Использование временных периодов разной продолжительности дает возможность, с одной стороны, гибче и эффективней использовать механизм рефинансирования банков, а со второй - уменьшить влияние колебаний ликвидности в конце периода, поскольку целевые показатели монетарных агрегатов состоянием на конец отчетного периода могут быть искривлены из-за завышения или занижение остатков, которые часто образовываются в последний день периода получения резервов. В случае крайней необходимости центральный банк может ввести механизм роловерного пролонгирования кредитов на более длинные сроки".

Если такие кредиты предоставляются на основе операций на открытом рынке под приемлемое при обычных условиях обеспечение по процентным ставкам центрального банка или рыночным процентным ставкам, то нет и не может быть дополнительных ограничений на использование таких заимствованных средств. Центральный банк должен контролировать лишь общий объем ликвидности, предоставленной путем проведения операций на открытом рынке. Каждый банк самостоятельно определяет направления использования полученных средств. Например, если банк набирает взаймы средства на основе операций на открытом рынке, то он имеет полное право быть участником межбанковского кредитного или валютного рынков.

Важным требованием предоставления центральным банком кредитов рефинансирования есть то, что обеспечение, которое принимается для гарантирования операций на открытом рынке и постоянно действующих механизмов, должно характеризоваться высоким качеством и ликвидностью, чтобы предотвратить риск потерь для центрального банка и уменьшить административную нагрузку, связанную с принятием такого обеспечения. Этим требованиям по обыкновению полностью отвечают государственные ценные бумаги, ценные бумаги центрального банка и иностранная валюта.

Для гарантирования возвращения займов банки могут предоставить соответствующее обеспечение. Как отмечается в Положении, НБУ в сообщении о проведении тендера, учитывая ситуацию на денежно-кредитном рынке, определяет перечень видов обеспечения. В обеспечение кредитов рефинансирования могут приниматься:

- государственные облигации Украины (облигации внутреннего и внешнего государственного займа, а также целевые облигации внутреннего государственного займа);

- государственные облигации Украины, которые находятся в доверительной собственности банка;

- депозитные сертификаты;

- ценные бумаги государственного ипотечного учреждения, в том числе те, размещение которых осуществлено под гарантию Кабинета Министров Украины и подтверждено средствами в Государственном бюджете Украины;

- иностранная валюта (доллары США, евро, английские фунты стерлингов, швейцарские франки, японские иены);

- обычные ипотечные облигации;

- облигации местных займов;

- облигации предприятий (кроме целевых), в том числе размещенные под гарантию Кабинета Министров Украины; - векселя субъектов хозяйствования - резидентов Украины. В отдельных случаях НБУ может осуществлять рефинансирование банков под обеспечение векселями нерезидента;

- векселя банков, авалированные другим банком;

- гарантии другого банки-резидента.

В зависимости от ситуации на денежном рынке Национальный банк Украины распорядительными документами может принимать решение относительно взятия в обеспечение кредита рефинансирования однородного или смешанного залога. Кроме того, исходя из результатов мониторинга состояния рынка ценных бумаг, перечень ценных бумаг, которые принимаются в обеспечение кредитов рефинансирования, должен ежеквартально пересматриваться.

Одной из проблем дальнейшего усовершенствования механизмов поддержки ликвидности банков есть сравнительно низкий уровень развития отечественного финансового рынка, что обусловлено малыми объемами и низким уровнем ликвидности отечественных ценных бумаг. Так, по состоянию на 1 апреля 2009 года в обращении ПФТС были размещены корпоративные облигации по номинальной стоимости на сумму 32,2 млрд грн, однако их ликвидность оставалась чрезвычайно низкой, а риски - слишком высокими. Стоимость облигаций внутреннего государственного займа, которые находились в собственности субъектов хозяйствования, составляла 14,7 млрд. грн тем не менее и они характеризовались низким уровнем ликвидности. При этом следует отметить: чем ниже качество залогового обеспечения, предоставленного Национальному банку под операции рефинансирования, тем высшими будут его расходы.

Во время проведения количественного тендера распределение кредитов осуществляется согласно представленным заявкам к истечению предложенной для него суммы. Если ее недостаточно для удовлетворения всех заявок банков, то средства распределяются по объявленной цене между всеми банками пропорционально представленным заявкам. При условии проведения процентного тендера банки самостоятельно предлагают процентную ставку (с точностью до одного десятичного знака), за которой они соглашаются получить средства, но она должна быть не ниже учетной. В ходе процентного тендера заявки удовлетворяются согласно снижению предложенной в них процентной ставки, начиная с высочайшей, и в дальнейшем постепенно - к истечению предложенного объема кредитов или удовлетворение всех заявок банков. Если два или несколько участников процентного тендера предлагают одинаковую процентную ставку, а объем кредитов, который остался, не достаточный для удовлетворения всех заявок банков с одинаковой процентной ставкой, то средства распределяются пропорционально между этими банками. При этом один банк не может получить больше, чем 50 % объема средств, предложенных на тендере из поддержания ликвидности банков.

Одним из важных инструментов поддержки банковской ликвидности есть проведение НБУ операций прямого репо с государственными облигациями Украины или банковскими металлами и обратного репо с государственными облигациями Украины. Такие операции осуществляются согласно заключенным договорам и на заранее определенные сумму и срок, но не больше чем на 30 календарных дней.

Операции репо могут проводиться лишь с теми государственными облигациями, срок погашения которых не приходится на срок проведения операции. Операции репо с банковскими металлами могут проводиться лишь при наличии у банков письменного разрешения НБУ на осуществление операций с банковскими металлами на валютном рынке Украины. Операции прямого репо с государственными облигациями Украины Национальный банк может осуществлять путем проведения тендера заявок банков относительно участия в операциях прямого репо или по непосредственной договоренности с банком. Операции прямого репо с банковскими металлами - лишь путем непосредственной договоренности с банком и по инициативе банка при условии, что его банковские металлы находятся на ответственном хранении в НБУ.

По операции прямого репо ценой купли Национальным банком Украины государственных облигаций есть их справедливая стоимость, но она не должна превышать номинальную стоимость этих ценных бумаг; а ценой купли банковских металлов есть цена банковских металлов, перечисленная по их официальному курсу на день заключения договора прямого репо. Цена обратной продажи НБУ государственных облигаций или банковских металлов зависит от цены, определенной в первой части операции репо, и срока этой операции, а также от доходности государственных облигаций, учетной ставки, процентных ставок по кредитам и депозитам на межбанковском рынке, средневзвешенной процентной ставки по кредитам рефинансирования под обеспечение государственными облигациями, которые действовали в соответствующем периоде.

НБУ может проводить операции обратного репо с государственными облигациями путем непосредственной договоренности с банками. Так, для определения цены продажи (покупки) государственных облигаций он должен ориентироваться на процентные ставки по собственным долговым обязательствам, процентные ставки по депозитам на межбанковском рынке и доходносью государственныхоблигаций Украины.

Операции с собственными долговыми обязательствами НБУ осуществляет путем эмиссии депозитных сертификатов на один день (операции овернайт) или сроком до 90 дней.

Размещение депозитных сертификатов осуществляется путем проведения количественного или процентного тендера с использованием средств программно-технологического обеспечения "Депозитный сертификат":

- ежедневно - на основе постоянно действующей линии проведения тендеров по размещению депозитных сертификатов овернайт;

- каждый четверг - депозитные сертификаты сроком до 90 дней.

В случае проведения процентного тендера с объявлением общего объема средств, которые привлекаются НБУ, но без определения цены их привлечения, банки самостоятельно предлагают сумму и процентную ставку, по которой они соглашаются приобрести депозитный сертификат. На основании заявок, которые поступили от банков, а также данных оперативного мониторинга процентных ставок на межбанковском рынке НБУ самостоятельно определяет приемлемую для привлечения средств процентную ставку и размещает депозитные сертификаты в пределах объявленного на этот тендер объема, начиная с наименьшей процентной ставки. Если объявленный объем привлечения средств меньше, чем сумма, указанная в заявках банков с одинаковой процентной ставкой, то депозитные сертификаты размешиваются пропорционально между этими банками. В случае проведения количественного тендера депозитные сертификаты размещаются среди банков согласно очередности представленных заявок к истечению суммы, которая предлагается для привлечения, исходя из целей регулированияденежно-кредитного рынка. В день получения сообщения об удовлетворении заявки на приобретение депозитных сертификатов НБУ перечисляет соответствующую сумму средств на свои счета до времени, указанного в сообщении.

Право собственности банка на депозитный сертификат возникает с момента зачисления оплаченного количества депозитных сертификатов на счета владельцев в системе количественного учета СЕРТИФ. Подтверждением права собственности на депозитный сертификат есть выписка со счета банка в системе количественного учета СЕРТИФ, которую Национальный банк предоставляет владельцу депозитного сертификата. Погашение депозитных сертификатов осуществляется перечислением на корреспондентский счет банка суммы вклада и процентного дохода по нему на дату погашения согласно срокам и условиям, предусмотренным для размещения депозитных сертификатов. Если дата погашения депозитных сертификатов приходится на нерабочий день, то операции по их погашению осуществляются нп следующий рабочий день. В таком случае процентный доход рассчитывается за период фактического привлечения средств.

В случае невыполнения банком условий, предусмотренных договорами по кредитам рефинансирования, операциями прямого репо, в том числе неуплаты процентов по ним, на следующий рабочий день НБУ на основании ст. 73 Закона Украины "О Национальном банке Украины" применяет преобладающее и безусловное право относительно бесспорного списания всей задолженности с корреспондентского счета этого банка.

Если взыскание задолженности и процентов с корреспондентского счета банка невозможно,

Национальный банк на следующий после истечения срока действия договора день обеспечивает отнесение этой задолженности на счета по учету просроченной задолженности и просроченных начисленных доходов, а также начисляет пеню в размере 0.5 % от суммы задолженности за каждый день просрочки, но не больше двойной учетной ставки НБУ, что действовала в период просрочки обязательства.

На протяжении 10 рабочих дней со дня возникновения просроченной задолженности Национальный банк имеет право осуществлять списание средств с корреспондентского счета банка к полному погашению задолженности, а в случае их отсутствия - принять меры относительно реализации залогового обеспечения или использования прав, предоставленных как гарантирование этой операции. Если реализовать предмет залога не возможно, то Национальный банк имеет право оставить его за собой к сроку погашения. В случае нарушения банком срока возвращения кредита овернайт или неуплаты процентов за пользование им он не допускается к использованию этой линии на протяжении трех месяцев. В случае несвоевременного возвращения банком кредита или неуплаты процентов за пользование им он не допускается к участию в следующих пяти тендерах.

Страницы: 1 2 3
Читайте также: