Мищенко С.В Проблемы обеспечения ликвидности банков на основе использования механизмов рефинансирования
Мошенский С.З.

Проблемы обеспечения ликвидности банков на основе использования механизмов рефинансирования

Одной из главных функций центральных банков есть формирования предложения денег в экономике. С точки зрения современной экономической теории такое предложение обеспечивают три основных канала - валютный, покупка ценных бумаг государственного долга и рефинансирование центральным банком банковских учреждений. Однако на практике этот процесс приобретает специфические признаки.До последнего времени монетарная политика Национального банка Украины (НБУ) в связи со значительными объемами притока иностранного капитала и привязкой курса гривны к доллару США почти полностью была подчиненная валютной политике, а потому инструменты предоставления банкам ликвидности были развиты очень слабо. Валютный канал рассматривался как практическая реализация валютно-курсовой политики центрального банка, покупка ценных бумаг государственного долга - как покрытие дефицита бюджета и лишь канал рефинансирования - как обеспечение ликвидности (а иногда и платежеспособности) банковских учреждений.

В последнее время отечественная практика реализации Национальным банком денежно-кредитной политики опиралась преимущественно на валютный канал, доля которого в предложении денег в отдельные года превышала 80 %. И хотя, о необходимости использования других каналов специалисты говорили уже давно, лишь финансовый кризис, следствием которого стал значительный отлив денег из банковской системы, заставила монетарную власть в начале 2009 года внести фундаментальные изменения в методы и инструменты проведения монетарной политики, переориентировать процесс формирования предложения денег из валютного канала на канал рефинансирования. Впрочем, вопреки всей очевидности указанной проблемы по разным, преимущественно субъективным, причинам сделать это оказалось очень сложно. Как отмечает Глава Базельского комитета по банковскому надзору Н. Веллинк, центральные банки большинства стран мира во время кризиса не смогли своевременно применить нетрадиционные механизмы финансирования банковских учреждений, хотя на этом неоднократно настаивал Форум финансовой стабильности.

Анализ последних публикаций свидетельствует о значительном интересе к очерченной проблеме со стороны научных работников и практиков. Прежде всего необходимо назвать научные работы В.М. Гейца,

Н.И. Гребеника, A.A. Гриценко, И.0. Лютого, В.И. Мищенко, О.И. Петрика, AB. Сомик, B.C. Тележника, A.B. Шаповалова, И.A. Шумила. Однако, несмотря на значительный объем научных исследований и практических разработок, до сих пор не разрешено определенную часть методологических и методических проблем обеспечения ликвидности банковских учреждений и сбалансирования спроса и предложения денег в условиях финансового кризиса. Итак, целью данной статьи есть обоснования основных направлений усовершенствования денежно-кредитной политики относительно обеспечения ликвидности банков и улучшение механизмов формирования предложения денег в Украине.

В финансовых и банковских кругах от самого начала мирового финансового кризиса, вопреки очевидности теоретических положений монетаризма, властвовала мысль о возможности его преодоления преимущественно благодаря государственной поддержке финансового сектора (Бразилия, Великобритания, США, Китай, Российская Федерация) или путем максимально полного использования инструментов денежно-кредитной политики - корректирование валютного курса, поддержки платежеспособности банков, списание долгов и т.п.. Впрочем, как показала практика, главными инструментами преодоления кризиса все-таки остаются бюджетные и налоговые механизмы. Так, Германия, Латвия, Венгрия, реализуя программу усиления долгосрочного потенциала роста и влияния на государственные финансы, сконцентрировали свое внимание именно на этих механизмах, обеспечив поддержку домашних хозяйств, развитие инфраструктуры, расширение спектра льгот в сфере налогов и сборов, сдерживание роста доходов и т.п.. В этой системе мероприятий монетарным механизмам отведено присущую им роль относительно сбалансирования спроса и предложения денег и выполнение функций точной настройки денежного рынка.

Переориентация отечественного монетарного механизма из преобладающего использования валютного канала на рефинансирование банковских учреждений для поддержки их ликвидности хотя и выглядит как вынужденное мероприятие НБУ в условиях кризиса, однако является целиком обоснованным и закономерным с точки зрения экономической теории и зарубежной практики шагом. При этом укажем, что следующим действием монетарной власти должен быть переход от количественного регулирования денежного рынка к применению механизмов управления процентными ставками, что дало бы возможность перейти в системе трансмиссионного механизма на высший уровень регулирования, который базируется на реализации процентного канала.

Спецификой современного этапа реализации отечественной монетарной практики остается то, что существует прямая связь между волантильностью обменного курса гривны к доллару США и ликвидностью банковских учреждений. Итак, нужно четко различать два взаимосвязанных процесса: потерю банком своей платежеспособности из-за низкого уровня управления рисками и недостаток ликвидности в связи с ограниченностью или деформированием ресурсной базы. Поскольку основная функция центрального банка состоит в формировании предложения денег, то механизмы рефинансирования призваны обеспечивать необходимый уровень ликвидности банков, а не их платежеспособность, хотя между этими категориями существует определенная взаимосвязь. Кредиты рефинансирования, даже в условиях кризиса, не должны предоставляться существенным образом недокапитализированным или неплатежеспособным банкам для решения проблем их капитализации. Если банк неплатежеспособен или имеет серьезный недостаток капитала, сначала нужно решить вопрос пополнения его капитала, а уже потом рассматривать возможность предоставления ему новых кредитных ресурсов.

Согласно мировой практике поддержка банковской ликвидности осуществляется лишь на краткосрочной основе и при условии, что орган банковского надзора оценивает фин. учреждение как платежеспособную и способную предоставить под такой кредит Национального банка адекватное обеспечение. Вместе с тем нужно указать, что основанием для предоставления краткосрочной поддержки ликвидности при чрезвычайных обстоятельствах есть проблемы с финансированием или ликвидностью на рынке (например, в банках происходит изъятие депозитов или отлив ресурсов с рынка послужил причиной резкого увеличения ставок заимствования).

Сегодня из-за финансового кризиса сложилась ситуация, когда банки, которые работают на денежном рынке, ощущают неуверенность как относительно надежности своих контрагентов, так и относительно состояния своей ликвидности. Некоторые большие банки проводят лишь операции овернайт (из-за высокого кредитного риска и из-за уменьшения уровня ликвидности); а большие банки с иностранным капиталом считают наибольшим на украинском рынке риск контрагента. Поэтому процентные ставки по заявкам и предложением межбанковских кредитов на условиях овернайт в конце 2008-го - в начале 2009 года существенным образом превышали учетную ставку и ставки рефинансирования. Объемы обеспеченного рефинансирования со стороны НБУ оказались ограниченными в результате общеэкономической ситуации, состояние денежного рынка, а также из-за административных факторов - недостаточность в обращении правительственных облигаций и административное вмешательство в деятельность монетарной власти. Слабое состояние межбанковского рынка означает, что банки большой мерой зависят от кредитования со стороны НБУ, а их участие в формировании спроса на деньги ограничено.

Важным этапом в развитии отечественной теории и практики реализации денежно-кредитной политики стало утверждение 30 апреля 2009 года постановлением Правления Национального банка Украины № 259 "Положение о регулировании Национальным банком Украины ликвидности банков Украины"(далее - Положение), в котором внедрен целый ряд новых подходов, которые обеспечивают сближение нормативной базы регулирования ликвидности с мировой практикой, в частности с механизмами Федеральной резервной системы (ФРС) и Европейского центрального банка (ЕЦБ).

Так, в пунктах 1.3 и 1.4 раздела 1 Положения очерчено ключевой, по нашему мнению, принцип формирования предложения денег: "Национальный банк осуществляет регулирование ликвидности банков в пределах определенных монетарных параметров и в объемах, которые нужны для их сбалансирования и управления денежно-кредитным рынком с учетом текущей ситуации на денежно-кредитном рынке". Согласно новой практике рефинансирования сокращенно сроки использования инструментов регулирования ликвидности до 90 дней, исключено понятие стабилизационных кредитов, упразднено использование валютных свопов, четко определено понятия количественного и процентного тендеров, перечень инструментов рефинансирования, виды залогового обеспечения, в частности иностранную валюту, и т.п.. При этом укажем, что к основным принципам рефинансирования банков в современных условиях необходимо отнести: доступность, прозрачность, адекватность ситуации, операционную независимость, равенство доступа банков ко всем инструментам, наличие и приемлемость залогового обеспечения, гармонизацию и гибкость в использовании инструментов, обеспечение низкого уровня риска и низких административных расходов.

Согласно новым подходам количественный тендер определен как процедура, согласно которой для реализации механизма поддержки ликвидности НБУ заведомо устанавливает цену (процентную ставку), по которой банки могут получить кредиты рефинансирования или разместить в Национальном банке средства. При этом сумма средств, которая предлагается для рефинансирования или размещения, может объявляться заранее или не объявляться. Вместе с тем процентный тендер - это тендер, во время объявления которого банки в своих заявках к НБУ отмечают цену (процентную ставку), под которую они соглашаются получить кредит рефинансирования или разместить средства в Национальном банке. С точки зрения экономической теории и практики, цены и сроки погашения предоставленной ликвидности должны отвечать прежде всего целям денежно-кредитной политики центрального банка и его задачам в сфере управления ликвидностью.

С целью обеспечения оперативного реагирования на объемы предложения денег в экономику центральный банк должен использовать широкий набор разнообразных инструментов. Поэтому с практической точки зрения важного значения приобретает ключевое размежевание между операциями на открытом рынке и постоянно действующими механизмами рефинансирования, которые являются частью управления ликвидностью со стороны центрального банка в обычных условиях, и стабилизационными кредитами, которые могут предоставляться в исключительных случаях системно важным, жизнеспособным, платежеспособным банкам, которые нуждаются в дополнительной ликвидности (или и капитале) и вмешательство органов надзора с целью проводки реструктуризации. Это размежевание связано не с какими-то особыми условиями формирования предложения денег, их объемом, сроком погашения займов и т.п., а лишь со статусом банка-заемщика, который оказался в определенных обстоятельствах вследствие действия экзогенных факторов.

Согласно мировой практике основным инструментом рефинансирования, которое использует ФРС, есть операции на открытом рынке. В первую очередь, это связано с наличием большого по объемами и довольно ликвидного рынка капитала. Европейский центральный банк предоставляет преимущество операциям репо, стараясь обеспечить одинаковый доступ к ликвидности широчайшему кругу фин. учреждений.

НБУ, согласно указанному Положению, для обеспечения регулирования ликвидности банков и во исполнение функции кредитора последней инстанции с учетом текущей ситуации на денежном рынке может применять такие инструменты:

- операции по рефинансированию (постоянно действующая линия рефинансирования для предоставления банкам кредитов овернайт и кредитов рефинансирования сроком до 90 дней);

- операции репо (операции прямого и обратного репо);

- операции с собственными долговыми обязательствами (депозитные сертификаты Национального банка овернайт и сертификаты сроком до 90 дней);

- операции с государственными облигациями Украины.

При этом объем предоставленных Национальным банком конкретному банку кредитов рефинансирования (кроме кредита овернайт) и средств по операциям прямого репо, в том числе с учетом представленной заявки, не должен превышать 50 % размера регулятивного капитала банка, рассчитанного по данным баланса на последнюю отчетную дату.

Страницы: 1 2 3
Читайте также: