«Один пояс и один путь» — доводы в пользу успеха

«}));
—>

Add to Flipboard Magazine.

14.10.2017 01:59

Мoсквa, 14 oктября — «Вeсти.Экoнoмикa» Нaчинaя с 2013 гoдa, Китaй рeaлизуeт прoгрaмму «Oдин пoяс и oдин путь». Eё цeль – сoздaть физичeскую инфрaструктуру и пoлитичeскиe взaимooтнoшeния, кoтoрыe свяжут бoлee 60 стрaн Aзии, Eврoпы и Африки.

Критики тревожатся, что Китай настолько сосредоточен на задаче расширения своего геополитического влияния в конкурентной борьбе с такими странами, как США и Япония, что способен заняться проектами, не имеющими особого экономического смысла. Однако при соблюдении некоторых условий экономические аргументы в пользу этой инициативы выглядят весьма весомо.

Проект «Один пояс, один путь»

Как подтверждает недавний доклад Азиатского банка развития, многим странам, участвующим в проекте «Пояс и дорога», срочно нужны крупные инвестиции в инфраструктуру, а это именно те инвестиции, которые обещает предоставить Китай. Некоторым странам, например, Бангладеш и Киргизии, не хватает надёжного энергоснабжения, что препятствует развитию их промышленного сектора и ослабляет экспортный потенциал. Другие страны, например, Индонезия, не имеют достаточного количества портов для внутриэкономической интеграции и международной торговли.

Как отмечает главный экономист Азиатского банка развития Шанг Джин Вей, программа «Один пояс и один путь» может помочь этим странам преодолеть данные препятствия, предоставив им внешнее финансирование на строительство портов, дорог, школ, больниц, электростанций и энергосетей. В своей статье на Project Syndicate он пишет, что именно поэтому данная инициатива во многом похожа на американский план Маршалла, реализованный после 1945 года; его вклад в реконструкцию и экономическое восстановление Европы, разорённой войной, признаётся повсеместно.

Конечно, одного только внешнего финансирования недостаточно для успеха. Страны-получатели должны будут проводить ключевые реформы, которые повысят политическую прозрачность и предсказуемость, тем самым, снижая инвестиционные риски. Более того, реализация сопутствующих реформ станет ключевым фактором, определяющим экономическую выгоду от инвестиций в рамках программы «Один пояс и один путь».

Для Китая инвестиции в эту программу экономически привлекательны, особенно если ведущую роль в её реализации будут играть частные китайские компании. К 2013 году, когда Китай впервые выступил с инициативой «Один пояс и один путь», страна накопила международные валютные резервы в размере около $4 трлн; они приносили очень низкий долларовый доход (менее 1% в год). А при пересчёте в собственную валюту Китая доходность становилась отрицательной из-за ожидаемого укрепления юаня относительно доллара США в то время.

С этой точки зрения, инвестиции в программу «Пояс и дорогу» не являются особенно дорогостоящими для Китая, особенно если учесть их далекоидущие потенциальные выгоды. Соотношение внешней торговли к ВВП в Китае превышает 40% (значительно выше, чем в США), что отчасти обусловлено недостаточной развитостью инфраструктуры и неадекватной диверсификацией экономики у торговых партнёров Китая. Благодаря устранению этих недостатков, китайские инвестиции в рамках инициативы «Пояс и дорогу» помогут значительно повысить торговые обороты в странах-участницах этой программы и в самом Китае, принося значительные выгоды компаниям и трудящимся.

Всё это не означает, что данные инвестиции являются для Китая безрисковыми. Их экономическая отдача будет зависеть от качества бизнес-решений, принимаемых компаниями. В частности, для китайских государственных компаний эффективность не является первоочередным вопросом, поэтому они могут браться за проекты с низкой доходностью. В связи с этим необходимо очень внимательно следить за процессом реформ госпредприятий в Китае. Тем не менее, хотя программой «Один пояс и один путь» отчасти явно движут стратегические цели, анализ «затраты-выгоды» показывает, что её экономические аргументы тоже очень сильны, причём настолько сильны, что можно задаться вопросом, почему Китай не выступил с этой инициативой раньше.

США и другие страны тоже смогут получить от неё значительные экономические выгоды. Прошло десятилетие с тех пор, как разразился мировой финансовый кризис, а в большинстве стран мире восстановление экономики происходит по-прежнему слабыми, неуверенными темпами. Смелые, крупномасштабные инвестиции в инфраструктуру могут дать столь необходимые краткосрочные стимулы для глобального совокупного спроса. США вполне могут ожидать всплеска спроса на свой экспорт, в том числе автомобили, локомотивы, самолёты, высококлассное строительное оборудование, а также финансовые, бухгалтерские, образовательные и юридические услуги.

В более длительной перспективе новая инфраструктура поможет расширить узкие места в логистике, снизив издержки в производственных цепочках. Результатом этого станет повышение производительности и ускорение темпов роста мировой экономики.

Если проекты в рамках программы «Один пояс и один путь» будут реализованы по высоким экологическим и социальным стандартам, тогда значительный прогресс будет достигнут и в решении глобальных проблем, таких как изменение климата и неравенство. Чем больше стран решит участвовать в этих проектах, тем выше будут шансы достижения данных стандартов, тем выше будет глобальная социальная отдача этой программы.

В эпоху, когда некоторые наиболее влиятельные страны мира решили отвернуться от мира и рассуждают о воздвижении торговых барьеров и строительстве пограничных стен, миру нужны инициативы строительства мостов и дорог, причём и в буквальном, и в переносном смысле. Именно такой инициативой является стратегия «Один пояс и один путь».

Add to Flipboard Magazine.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.