Антиколлекторы: прием против лома?
Юрий Мацкевич

Антиколлекторы: прием против лома?

Что характерно, в воздухе витает не озвученный вопрос граждан: «Где бы прокредитоваться, чтобы не вернуть?». Заблуждение, конечно, но весьма показательное. К слову сказать, оптимизма на суровых лицах работников банка видно не было – устали, наверное... Заемщиков же ожидают праздники с обязательными очередями в кассу. А потом будет весна, которая покажет… В любом случае, работы коллекторам хватит. Благо, развелось оных предостаточно: «Credit Collection Group» (CCG, учреждена банком «Дельта»), «Ultima» (поляки), «Агентство по управлению задолженностью» (учреждено страховой компанией «Бусин» – Россия плюс местные), «Служба исполнения обязательств» (наши юристы), «Агентство по управлению задолженностью», «Служба исполнения обязательств», «УкрДолг» (вообще патриоты), «Первая украинская долговая компания» и «Verus» (две последние фирмы активную деятельность пока не развернули)... Это так, на вскидку. А сколько еще теневых? Вся эта дружная компания, кстати, сейчас работает без лицензий – по схеме факторинга (согласно Хозяйственному кодексу и Закону «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»). Конечно, такая акция, не могла не вызвать реакцию в виде антиколлекторов.

Кто такие? Начнем от противного. Отбросим приставку «анти». Итак, коллекторы. Чем живут и где промышляют – уже ни для кого не секрет. Правда, само название столь таинственно и непривычно, что, естественно, порождает уйму мифов, сплетен, домыслов и заблуждений, опровергать которые никто особо не стремится, поскольку – незачем. Образ из 90-х атлетически сложенного молодого человека в спортивном костюме, выходящего из «девятки» с бейсбольной битой в руках еще слишком свеж в памяти многих соотечественников, а, стало быть, работает на руку «бойцам» сегодняшним. Конечно, цивилизация не обошла стороной: и костюмы сменились со спортивных – на классические, и автомобили другие, биты, опять же, поступили в широкую продажу… Да и люди изменились. За здорово живешь, теперь утюгом жечь не станут – поговорят сперва.

Эти, и подобные страхи, по сути, миф и PR. Потому что когда клиент боится – работать с ним много проще, удобнее и эффективнее. К тому же, муссируемые слухи о работе коллекторских компаний сугубо с банковскими неплательщиками, как водится, сильно преувеличены. Во-первых, куда прибыльнее работать с крупным «корпоративом», чем возиться с каждым отдельно взятым «физиком». Это понимает и банк, и потому – своих крупных клиентов коллектору не отдаст (прибыль последних, к слову, составляет в среднем 35-45% возвращенной суммы.). Во-вторых, дороговато это, судиться, по нынешним временам. И эффект дает – не всегда, поскольку отобрать залог – дело непростое: еще не факт, что удастся в срок (договор о сотрудничестве с банком, обычно, имеет неприятную для коллектора позицию по срокам возврата средств или реализации залогового имущества). А вот стойкую нелюбовь широких масс заработать на этом поприще как раз можно «на раз». Так что удивляться нечему. Конечно, господа сии не особо церемонятся; конечно, психологический прессинг имеет место быть. Однако, народ тоже уже, случается, гражданский кодекс почитывает на сон грядущий. А то, что персонал таких фирм набирают все больше из отставных сотрудников «органов» и, следовательно, регламент общения приблизительно следующий: переход на «ты» – вторая минута разговора, попытки прессинга – четвертая? Ну что Вы хотите? Азия-с. Потерпите – пройдет.

Для сравнения. В западных странах и США, например, коллекторство давно уже (с принятия «Акта о добросовестной практике взыскания долгов» осенью 1977 года) является легальным распространенным бизнесом. Акт этот, кстати, лимитировал количество контактов с должником, запрещал звонить ему в выходные и праздничные дни, ставить соседей и знакомых в известность о том, что человек – должник. Для понимания специфики отношений коллектор/клиент на Западе, показателен текст, размещенный на одном из американских потребительских сайтов: «Получили уведомление о том, что вашу задолженность ведет коллекторское агентство? Не паникуйте. Его бизнес состоит вовсе не в том, чтобы сделать вашу жизнь невыносимой, а в том, чтобы придумать вместе с вами, как вернуть деньги». То есть там, нужды в системе противовесов нет как таковой.

Мы – другое дело. Нация неуравновешенная, впадающая в крайности, одной из которых и стало возникновение фирм, гордо именующих себя антиколлекторами.

Причем, несмотря на название, считать их антиподами коллекторских компаний будет не вполне верно. По сути – это профильные юристы-консультанты, имевшие опыт работы в банковской сфере и/или хорошо представляющие, какие механизмы работают при взыскании долга, что является легитимным, а что – нет. Какого-либо документа, четко и централизованно обосновывающего данную деятельность, на данный момент не существует. Юристы – они юристы и есть: как и прежде, занимаются судопроизводством, сопровождением, адвокатурой. Просто название сменили. Слово красивое.

Таким образом, эти люди используют накопленный опыт для смягчения штрафных санкций. Именно и только – для смягчения, о полной пожизненной индульгенции речь никоим образом не идет. В этом заключается еще одно краеугольное отличие противоборствующих сторон. Коллекторы, как показывает практика, не любят доводить дело до суда, но коль скоро такое случается – могут дело выиграть. Антиколлекторы – выиграть не могут никогда. Если к ним обратились, ситуация уже минимум «патовая». Все, что в их компетенции – смягчить, однако и этого бывает вполне достаточно. Суть грамотной деятельности – оптимизация задолженности, возникшей у заемщика перед банком, минимизация штрафов и пеней по кредитам. Клиенту помогают выбрать из двух зол. За исключением тех невероятных случаев, когда были нанесены телесные повреждения, причинен доказуемый моральный ущерб или оказано давление – тоже желательно с видеозаписью происходящего и соответствующими сопроводительными документами. В такой ситуации есть возможность встречного иска по «вымогательству», «мошенничеству», «телесным» (разной степени тяжести) плюс неизменный «моральный». Но подобное происходит только в случае вопиющей неграмотности представителя кредитора, или, не менее вопиющей, грамотности клиента.

Автор статьи не склонен верить в робин-гудов. Следует отметить, что кредитное мошенничество, действительно, имело место. Причем, ввиду некоторой осведомленности и небольших сумм кредитов, прокуратуру чаще всего не интересующих, эти граждане часто остаются «при своих». Достаточно просто доказать, что «все плохо» и «ничего у меня, сироты, нет», чтобы включить механизм сторнирования штрафов и пеней, законодательно прописанный во все том же Гражданском Кодексе (см. статью ГК «Уменьшение неустойки»), а методологически – в нормативной документации НБУ (например, о соответствии декларируемых процентов по кредиту – реальным). Кроме того, всегда можно пожаловаться на недостоверную информацию в любимый отдел по защите прав потребителей.

В то же время антиколлектору, по большому счету, все равно кого защищать – мошенника или добропорядочного заемщика, испытывающего временные финансовые трудности. Лишь бы платили. За труд свой, кстати, берут немного: от 10.000 гривен – до 10-15% сэкономленной суммы (сформированного рынка по данной услуге нет – так что суммы в данном случае варьируются в зависимости от достатка заказчика). Скромность украшает.

Ввиду полного отсутствия методологической документации, антиколлектором сегодня может себя назвать практически любой заемщик, имеющий интернет и минимальную толику природного любопытства, замешанного на жадности. Действительно, «потеряться» при потребительском беззалоговом кредите не так уж и тяжело. Машину, квартиру, дачу переписать или подарить, имущество активно потерять (о чем заблаговременно сообщить в милицию) а без золотой пепельницы – жить, извините, не можем, поскольку является она предметом первой необходимости и отбирать ее, в таком случае, по закону нельзя. Из квартиры, кстати, ввиду недавних решений ВР, тоже пока выселять не станут. Идиллия. Осталось все это посоветовать бедолаге-клиенту – это раз. Обратиться в банк с полным перечнем действий, осуществляемых заемщиком, чтобы уклониться от уплаты – это два. Получить «спасибо» и там, и там – это три.

Так что единственное, чего хочется в этой связи пожелать заемщикам в преддверии новогодних праздников, это – отсутствие нужды знакомиться как с представителями кредитора, так и с антиколлекторами.

Читайте также: