А выхода не будет
Александр Шумаков

А выхода не будет

Еще в диссертации я сделал вывод о том, что моя наука должна изучать не только материальное производство, но все общественное производство в целом, включая политическую, правовую и другие виды деятельности. Нельзя делать выводы и планировать жизнь человека, исследуя лишь его ноги. Сейчас я могу сказать, что нельзя руководить жизнью общества на основе знания лишь его материального фундамента, на основе познания лишь экономических законов. Общество – это не только экономика, но и культура, искусство, творчество, медицина, образование, наука, разум, интеллект, информация, мудрость, духовность, охрана, безопасность. Только знание всего целого может позволить делать выводы и строить планы по его развитию. Фактически и политэкономию я не отождествляю с экономической наукой.

Но и это еще не все. Общество – это люди, разве можно изучать общество, не познавая человека? Человек – это микрокосм и микрообщество. Люди, ограничив себя одноразовой жизнью, потеряли смысл жизни и ее нить. На многие вопросы нашлись бы ответы, если бы мы знали, что человек развивается миллионы лет, что на самом деле мы различаемся не по временно занятой должности и размеру кошелька, а по уровню развития и качеству сознания. И отнюдь не трудно было бы увидеть национальную идею в развитии человека и общества, если бы это было кому-либо нужно.

Теперь представим себе человека, занимающегося бизнесом, но с низким уровнем культуры или образования. Может ли он достичь больших высот в своем деле? А если у человека не все в порядке с головой? Так и в обществе. Общество представляет собой пирамиду, в основании которой лежит материальное производство. Но при этом каждая ступень, каждая сфера имеет одинаковое значение во всей структуре (так же, как и в человеке). Нельзя пренебрегать здоровьем, образованием, культурой, защитой и т.д. Нельзя перепрыгнуть через ступень, намереваясь достигнуть высокого уровня «экономического» развития. Достаточно посмотреть на мусор на улицах наших городов, чтобы сделать вывод о том, что построенная пирамида даже не развалится, она просто рухнет. Аналогичный вывод можно сделать, анализируя другие ступени общественного здания. Особенно это касается головы, без головы и человек, и общество долго не протянут.

Ранее в мире столетия правили силовики, в последние десятилетия их сменил бизнес при сотрудничестве с теми же силовиками. Бизнес достаточно учел их интересы, развивая военно-промышленный комплекс. Далее, надо отдать должное развитым странам, они развивали не только эти две сферы жизни общества, но и другие также. По особенному свой вклад в построение относительно долгосрочной пирамиды капиталистического общества внес английский экономист Дж.Кейнс, предложивший теорию стимулирования спроса. Капиталистическому способу производства для собственного развития нужны были рынки сбыта и экономисты с правителями нашли их в повышении доходов всех слоев общества и формировании потребительского образа жизни. Благодаря этому больше средств на свое развитие получили: медицина, образование, наука и др., и за прошедшие десятилетия был достигнут значительный уровень экономического развития. Небольшие кризисы были, но пирамида стояла, и после преодоления кризиса экономика развивалась далее.

В чем особенность нынешнего времени и почему из этого кризиса не будет традиционного выхода? – Пирамида строилась на ложном и ненадежном основании, которое не могло обеспечить прочность, надежность и долговечность общественного здания. Это основание формировалось либо стихийно, либо без достаточно глубокого знания и мудрого руководства. Т.е. и здесь с головой не все в порядке, и если это главное звено во всей цепи оказалось не на должном уровне, то и у всего сооружения неизбежно должны были начаться серьезные проблемы. Особенно теперь, когда весь мир на испытании, и все, чего мы достигли лично, и все, что построили совместно, проходит испытание на качество и прочность.

Наиболее слабыми звеньями в общественной системе капитализма явились культура и голова. Культура, где Ур – это Свет, означает культ Света. Качества и свойства сознания человека несут в себе и излучают энергию разного качества: свет или серость, тьму или алые излучения гнева. По качеству своего сознания люди делятся на строителей и разрушителей. Свойства лени, страха, безволия, безысходности, обмана, мести, злости, враждебности и т.п. разрушают человека и окружающий мир. Соответственно люди со слабыми негативными свойствами сознания саморазрушаются, а с сильными – становятся ворами, взяточниками, рейдерами, политиками (в большей своей части), и, в конце концов, разрушая мир, также саморазрушаются. Строят и созидают качества мужества, добра, верности, веры, достоинства, распознавания, твердости, устойчивости, надежности и т.п. Ученые и правители не уследили за сознанием людей, особенно в финансовой сфере (и не следили). Жадность и беспечность, а также многие другие неизжитые негативные свойства людей рано или поздно должны были проявить себя, что и случилось в последнее время. С такими свойствами сознания и такой культурой не удержать пирамиду общественного здания, именуемого – капитализм.

Та же самая теория развития спроса и потребительский образ жизни вели к тому, что развивался не человек, а потребитель материальных благ и услуг. Это означает, что человек и общество развивались односторонне, направляя основные усилия на развитие сферы материального производства и потребления. Человек, идя по пути эволюции, должен был овладевать собой: своими желаниями, рефлексами, эмоциями, чувствами, мыслями. Вместо этого бизнес и реклама старались разжечь потребительские желания. Если медицина, образование и наука получали развитие, то духовная сфера оказалась у повному занепаді (укр.). Не случайно президент Франции Н.Саркози заговорил о необходимости морального капитализма. Качества сознания человека – это качества духа (а слово дух используется для обозначения более тонкой материи), и духовность можно определить как наличие в человеке высших качеств духа. Поэтому, говоря о духовности, я в одном случае, могу говорить о лучших качествах человека, а в другом, - о религии и отношении человека к Богу. Но религия уже имеет отношение не только к культуре, сфере чувств и эмоций, но и к голове, о которой тоже теперь пора сказать.

Голова ведет человека, а в голове должны быть знания законов развития человечества, разум и мудрость. Знания эволюционных законов не то что не было, оно еще и скрывалось от людей. Это знание привело бы к потере власти и многомиллиардных прибылей нефтяных магнатов, ВПК и финансовых спекулянтов. Поэтому мировые политтехнологи в образе ученых изобрели и утвердили в сознании людей извращенный материализм и ложные идеи одноразовой жизни, происхождения человека от обезьяны, прощения грехов, самоустранения Бога от управления человечеством, отсутствия жизни в Космосе и многое другое. Религия часто и густо также искажалась и на ее основе капиталисты во многом сделали бизнес, основанный на собственности на сознание людей. Надежное здание на обмане построить невозможно. Правда постепенно проявляется, что еще раз дает мне основание утверждать о неизбежном падении этого капиталистического устройства. С головой то оказывается у капиталистов не в порядке, кто же будет слушать такую голову, когда выяснится весь этот обман? Без доверия не может быть и нормальной экономической системы.

Что же тогда говорить о мудрости, если вместо философии – подделки и заменители настоящего. Я хорошо понимаю физиков и представителей других наук, которые не воспринимают того, что называют «философией», или то, как трактуют, например, настоящего философа Платона. – Невозможно воспринимать то, что не имеет жизненного основания и основано на искажениях настоящего. Философия переводится как любовь-мудрость. Мудрость соединена с любовью и не может быть иначе. Мудрость и мудрый человек умеют видеть оба полюса явления, умеют вмещать и соединять противоположности. Разум, в отличие от мудрости, принимая одну сторону, отрицает другую, а потом наоборот. Для примера, можно указать на то, как наши люди, чрезмерно уверовав в какого-либо политика, затем полностью отрицают его. Мудрый человек, не уважая грязный бизнес, не будет отрицать деловую сферу вообще.

Мудрости и духовности Западу не хватило. Кто бы какой моральный капитализм не придумывал (особенно тот или та, кто не имеет в себе морали), мораль, духовность и мудрость к капитализму не пришьешь. Нельзя экономические отношения материального основания переносить и распространять на все другие сферы общественного организма: на культуру, духовность, медицину и др. Наоборот, бизнесу и капитализму в целом не хватило культуры, духовности и знания жизни.

Начавшийся в мире финансовый и экономический кризис является началом системного кризиса всего общественного устройства. Запад высоко поднял планку уровня жизни на глиняных ногах, и теперь закон соответствия должен привести уровень жизни людей в соответствие с действительным уровнем их развития и качества сознания. Капитализм в таком виде, как он был, перспектив не имеет никаких. Вся построенная за прошедшие десятилетия пирамида общественного здания может обрушиться. А то, что будет на Западе после кризиса, может уже и капитализмом не назовут.

Наша страна оказалась, может быть, не столько в более сложном и трудном положении, сколько в более остром, поскольку в период первоначального захвата капитала общественную пирамиду никто не строил и сейчас она быстро рушится, начиная с головы. Планку уровня жизни поднимали на западных кредитах, не создав надежного основания в виде собственного материального производства. В стране полностью отсутствовала экономическая политика. Можно ли было ожидать строительства от руководителей нашего государства, если один из них несет в себе свойства либерально-демократической лени, безволия и бездействия, а другой (другая) – свойства жадности, мести, враждебности, обмана и проч.? Тот, кто «строит» свою жизнь на отрицании и предвыборную компанию – на действиях, направленных против других, - главный разрушитель. Надо учиться воспринимать уроки, чтобы не повторять пройденного дважды, иначе жизнь будет бить по самому слабому месту до тех пор, пока оно не окрепнет и не покроется бронею. Такие руководители может быть для того и даны судьбой, чтобы послужить разрушению старых форм общественной жизни, а строить будут другие, - строители.

В общественной пирамиде, если мы хотим такую построить, главным должна быть мудрая голова, а не фундамент, представленный бизнесом. Деловая сфера должна обеспечивать надежное основание для развития всех сфер общественной жизни. Силовики также могут обеспечить себе надежную жизнь, если найдут мудрые головы для руководства страной, а не будут пытаться заниматься не своим делом. Все звенья важны настолько, что деловая сфера должна обеспечивать возможность качественного развития всех других ступеней общественной пирамиды и достойный уровень жизни учителей, врачей, ученых, военных и т.д. Нельзя допускать такого как сейчас преимущества жизни одной сферы общества над другой. И в принципе мы должны идти к равенству – равенству возможности жить и развиваться независимо от сферы общественной жизни, к которой принадлежит человек. В этом будет и справедливость. Деловой человек, представляющий сферу материального производства и услуг, обеспечивает материальное благосостояние врача и других людей, а врач обеспечивает здоровье всех членов общества, военный – защиту страны и т.д. Каждый должен заниматься своим делом, а деловым людям предстоит понять и принять это. Жизнь ведь на месте стоять не будет, и тех, кто этого не поймет, оставит позади.

Для строительства нам нужна мудрая голова (что ближе уже к сердцу и сердечности), каждому своя и всем вместе – Голова громады. Я хочу подчеркнуть – речь идет, прежде всего, о Голове громады (общины), а потом уже государства. Как можно было бы сейчас решить вопросы руководства Киева, если бы киевляне были объединены в реальную громаду и имели Совет громады и Голову. Достаточно было обществу в лице Совета и Головы рассмотреть ситуацию с неадекватностью руководства города, как мэром города был бы уже другой человек. Мы много говорим о необходимости контроля общества над властью, и кто же нам не дает организовать такой контроль? Для этого обществу нужно иметь свою власть в лице Совета и Головы, отличную от исполнительной власти, и при необходимости менять их. Не нужно смешивать функции контроля и фактически суда (по Платону, - судья душой правит обществом) с хозяйственными функциями, распределением бюджета и пр. Совет и Голова – своего рода Наблюдательный Совет общества над исполнительной властью.

Также само и в стране нам нужен Голова громады (и кто не дает нам его избрать?). В чем принципиальная разница между руководителем громады и руководителем государства? Руководитель громады должен оставаться человеком общества, и должен быть представителем всего общества, а не лишь его бизнес-части. Попробуем представить, чтобы сейчас сделал в руководстве страной представитель общества (громады). Думаю, что представитель громады мог бы сразу установить жесткий контроль над расходованием средств государственного бюджета и за деятельностью крупных государственных предприятий, подготовленных к финансированию предвыборных компаний кандидатов в президенты. Представитель общества потребовал бы изменить налоговую систему и всю систему взаимоотношений с налоговыми и иными органами таким образом, чтобы прекратилось это издевательство над людьми. От правоохранительных органов потребовалось бы определить рейдеров и аферистов в тюрьму. Голова громады должен иметь заботу о людях и государство должно «растить» людей. Городской голова имеет заботу о городе, голова громады должен заботиться о громаде, о людях. Национальной идеей действительно могла бы стать идея развития человека и общества.

О чем имеет заботу руководитель государства? – О фискальной политике, наполнении бюджета, чиновничьем аппарате и собственной охране от общества. Разве общество охраняют те, кто должен был бы его охранять? – Они охраняют государство, т.е. некое образование, созданное людьми, которое теперь от своих создателей и охраняется. Это лучше видно на примере фирмы, директор которой перестает подчиняться учредителям и фактически присваивает себе фирму. Так и государство наше. Можно пытаться менять это положение, идя путем множества выборов. Хватит ли на это нашей жизни? А можно и другим путем – путем избрания Совета громады и Головы громады и изменения Конституции государства. И если понадобится, то и путем преобразования гражданами существующего государства в новое.

Я понимаю, что возникает много вопросов? Как изменять Конституцию, какими функциями наделять Совет громады и Голову громады, как изменить судебную власть, если фактически Верховным Судьей может стать Голова громады? И многое другое. На то и вопросы, чтобы думать и искать решения. Не можем же мы быть хуже наших предков, которые такие решения находили. Еще М.Грушевский в „Історії України-Руси” писал о том, что было время, когда на наших землях руководили лучшие мужи и старейшины, а князья играли второстепенную роль.. Что мы имеет сейчас? – Уровень жизни и уровень ВВП в нашей стране определяют пенсионеры. Пенсионеры, которые у нас являются основными избирателями, находясь в зависимости от выплат из Пенсионного Фонда и поддаваясь на обещания политиков, избирают власть. Эта власть, вместо того, чтобы способствовать развитию экономики, создает массу препятствий для роста ВВП, «отбивает» расходы на выборы за счет коррупции, и, таким образом, существенно снижает уровень ВВП и уровень жизни в стране. Т.е., даже чисто из экономики видно, какую существенную роль играет голова в развитии страны, и насколько серьезно надо относиться к ее избранию.

Еще один вопрос возникнет: что изменится при выборе Головы громады, если избиратели останутся те же? Думаю, надо спросить у них самих. Одно дело – избирать мэра города, и другое дело, – избирать того, кто будет его контролировать от имени громады.

Но более важно конечно другое – Головы громады не будет без громады. Сейчас мы имеем свободу, демократию, безответственность и перекладываем ответственность за нашу жизнь на других, ожидая от них манны небесной. Какую ответственность мы несем перед другими людьми? – Да, по существу, никакую. Объединение в громаду (общину) это меняет. Подписавший Устав, несет ответственность за его соблюдение. А в Уставе должны быть не только права, но и правила совместной жизни, которые для бизнесменов, например, должны предусматривать заботу об учителях, врачах и других членах общины, а не лишь о развитии своего бизнеса и личных доходах. Будет ответственность у защитников за защиту граждан, а у чиновников за работу на общество и граждан. Будет ответственность за культуру, чистоту подъездов, территории вокруг домов и вдоль дорог. Сразу такого Устава может и не быть, но, во всяком случае, до Конституции должен быть договор между учредителями государства, и лучше, чтобы его подписывали не представители народа на учредительном собрании, а каждый гражданин лично.

Рано или поздно мы поймем, что свободы не бывает без ответственности. Демократия на самом деле – это хаос. Надо говорить не о демократии, а о качестве, о власти качества, о власти тех, кто лучше. Только качественный человек и качественное общество могут производить качественную технику. Каждый может явить на свет только то, что имеет в себе. Не надо понятием демократии подменять власть высших и лучших качеств человека, а власть лучших и ответственных людей подменять властью безответственных демократов. Только лучшее способно создавать лучшую жизнь.

Выхода из кризиса не будет у старой жизни и старого общественного устройства, их ждет только еще большее падение. И тогда на каком-то этапе нужно останавливаться, переосмысливать жизнь и искать выход. Разрушаются старые формы жизни, уступая место зарождающимся новым, и жизнь продолжается, переходя из одной формы в другую. Не советую садиться в лодку, идущую ко дну.

Читайте также: