Все ушли на базу. Как власти неожиданно создали тысячи рабочих мест и что из этого выйдет

Пoдписaниe дoлгoждaннoгo пaкeтa «тунeядскиx» дoкумeнтoв вызвaлo бурнoe oбсуждeниe всex бeлoрусoв   — oт   нaучнoгo сooбщeствa дo   пoтeнциaльныx oбитaтeлeй aнoнсирoвaннoй влaстями «бaзы». O   тoм, чтo этo былo и   чeм тaкиe рeшeния чрeвaты рaссуждaют дирeктoр Исслeдoвaтeльсткoгo цeнтрa ИПМ Aлeксaндр Чубрик и   зaвeдующaя сeктoрoм сoциaльнo-дeмoгрaфичeскoй пoлитики Институтa экoнoмики НAН Беларуси Наталья Щербина.



Александр Чубрик: Дойти до   каждого человека: базовые принципы содействия занятости в   Беларуси

Я   прошу прощения, что снова пишу о   тунеядцах   — просто СМИ снова обсуждают не   совсем то, о   чем декрет и   постановления. Во   избежание недопонимания я   чувствую своим долгом прояснить ситуацию.


Во-первых, давайте согласимся, что постановления №   239 и №   240 от   31   марта 2018 года регламентируют в   основном вопросы создания БАЗЫ. Об   этой базе известно не   так уж   и   много   — целый ряд пунктов постановления «для служебного пользования». Ясно то, что в   ней будем все мы   и   какая-то информация о   нас   — вероятно, довольно детальная, ведь чтобы понять, кто не   работает, нужно знать, кто является занятым, кто   — «учтенным» безработным, кто   — «асоциальным элементом», а   кто, например, матерью ребенка в   возрасте до   7 лет. Работать это все будет на   софте, который отлавливал «тунеядцев» версии 1.0 (налоговая передаст его Минтруда). Об   эффективности работы того, вероятно, искусственного интеллекта мы   хорошо помним: он   разослал 400+ тысяч «писем счастья», которые в   конечном итоге бумерангом вернулись отправителю.


Во-вторых, БАЗУ будут делать всем миром, владеть ей   будет Минтруда, а   доступ к   ней получат комиссии на   местах. Оставим в   стороне возрастающие риски утечек конфиденциальных персональных данных   — это требует отдельного обсуждения. Сейчас для нас важно другое. Базу будут составлять комиссии, министерства, комитеты и   прочие, прочие… Поверьте, это даже не   сотни   — тысячи людей. Тысячи рабочих мест! Становится ясным, почему декрет носит название «о   содействии занятости»   — вероятно, у   этих людей было мало работы, а   теперь им   будет чем заняться…


В-третьих, создаваемая база будет БАЗОЙ ИСТОРИЙ   — историй «трудных жизненных ситуаций». Примерную канву обещает набросать Минтруда («список причин, которые позволят получить освобождение от   полной оплаты услуг, намерены составить специалисты Минтруда и   разослать его по   регионам»), но   оно   же признает, что «составить исчерпывающий список трудных жизненных ситуаций не   представляется возможным». Возможно, разработчиком стоило   бы попросить помощи у   Минобразования, ведь у   классиков много готовых шаблонов, от   отдельных фраз («семья-то большая, да   два человека всего мужиков-то: отец мой да я»   — многодетная семья с   одним кормильцем и   вынужденным использованием детского труда) до   названий произведений («горе от   ума»   — доминирует спрос на   рабочие специальности, а   заявитель   — кандидат наук). Особой ситуацией может стать «хождение по   мукам» (отсутствие времени на   поиск работы из-за необходимости сбора справок и   посещения заседаний комиссий). Учителя литературы и   библиотекари были   бы хорошими экспертами в   этом вопросе   — их   точно стоит занять и   включить в   состав комиссий. И   других учителей тоже можно   — в   их   жизни трудных жизненных ситуаций хватает. Согласитесь, занимательные постановления!


Таким образом, если принять, что декрет и   сопутствующие документы (1) направлены на   содействие занятости широкого круга их   разработчиков и   исполнителей и (2) ставят целью создание «базы историй», то   все становится на   свои места. Ведь если   бы целью декрета была помощь в   трудоустройстве каждому желающему, то   он   был   бы направлен на   развитие уже действующего института служб содействия занятости. А   если   бы он   был призван бороться с   уклонением от   уплаты налогов, то   задавал   бы правовые рамки для выявления «уклонистов» (достаточно обзвонить людей, предлагающих строительные и   прочие услуги через специализированные газеты и   интернет и   сделать контрольную закупку) и   их   налогообложения. Безумно громоздкие построения в   виде комиссий, баз данных и   схем с   оплатой услуг ЖКХ явно имеют под собой другую цель   — «дойти до   каждого человека». А   работа над реализацией декрета в   его нынешнем виде   — это лучший способ сделать так, чтобы до   каждого дошло: надо решать проблемы, а   не   создавать их   на   ровном месте.



Фото: Евгений Ерчак, TUT.BYНаталья Щербина: Трудная жизненная ситуация: какие задачки придется решать коммунальным службам для реализации декрета №   1

Способ заставить всех граждан участвовать в   финансировании государственных расходов, на   первый взгляд, предельно прост: кто не   работает   — тот оплачивает 100% стоимости коммунальных услуг. Надо всего лишь разобраться с   двумя вопросами: кто не   работает и   как оплачивает.


Чтобы разобраться, кто и   почему не   работает, будут созданы специальные комиссии на   местах. Комиссии в   соответствии с   инструкциями выявят и   зафиксируют всех неработающих граждан и   выяснят, кто не   работает в   связи с   трудной жизненной ситуацией, а   кто без уважительной причины «игнорирует труд». Министерство труда даже обещает составить примерный перечень трудных жизненных ситуаций.


Далее неработающих «просто так» граждан внесут в   базу данных. Обновлять базу будут регулярно   — а   вдруг кто-нибудь несколько месяцев не   работает без уважительной причины, потом   — в   связи с   трудной жизненной ситуацией, а   когда жизнь наладится   — снова начнет «игнорировать труд»?


К   декабрю 2018 года база данных должна быть сформирована и   передана организациям, предоставляющим коммунальные услуги. Попавшие в   базу данных неработающие граждане будут платить за   коммунальные услуги по   «экономически обоснованному» тарифу. Но   вот именно здесь и   появляются новые вопросы. Например, как «наказывать» тех неработающих, которые и   до   попадания в   базу оплачивали 100% стоимости коммунальных услуг? К   примеру, если в   квартире или в   частном доме нет зарегистрированных жильцов или не   установлены счетчики учета воды, экономически обоснованный тариф применяется к   отоплению, водоснабжению и   канализации вне зависимости от   занятости собственника жилья. И   что делать, если в   домохозяйстве, помимо «неработающих в   трудоспособном возрасте», есть те, кто имеет льготы по   оплате коммунальных услуг? Как в   таких случаях будет рассчитываться стоимость коммунальных услуг для домохозяйства в   целом? Отдельная тема   — многодетные семьи, для которых субсидируемый тариф применяется на   услуги водоснабжения, канализации, электроэнергии вне зависимости от   объема потребления. И   если в   многодетной семье есть хоть один неработающий взрослый (и   нет «трудной жизненной ситуации»), то   как быть   — отменять субсидируемый тариф для одного неработающего, для всего домохозяйства, или придерживаться декларируемой государством поддержки многодетных семей? Или, может, комиссиям будет рекомендовано внести наличие в   семье трех и   более детей в   список трудных жизненных ситуаций? Но   и   это еще не   все   — ведь эти   же многодетные семьи и   многие другие домохозяйства, члены которых попадут в   новую базу, могут оказаться в   числе претендентов на   безналичные жилищные субсидии в   случае, если неработающий член домохозяйства не   является собственником жилья.


И   это только наиболее очевидные проблемы, с   которым столкнутся организации, предоставляющие коммунальные услуги, при определении нового порядка оплаты услуг для неработающих граждан. Можно предположить, что далее всплывут проблемы просроченных платежей   — по   экспертным оценкам, в   2017 году задолженность населения за   оплату коммунальных услуг в   отдельных районах составляла 10−13%. И   это по   субсидируемым тарифам! Портрет должника коммунальные службы единогласно рисуют при помощи определений «безработные», «имеющие проблемы с   алкоголем», «ведущие асоциальный образ жизни». Когда нынешние должники окажутся в   новой базе, долги продолжат накапливаться, но   только исчисляться будут уже по   экономически обоснованным тарифам и   лягут бременем на   все те   же   организации, предоставляющие коммунальные услуги.



Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции


 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.